Виртуальные cеминары и неформальное общение по солнечно-земной физике. Солнечный ветер, магнитосферы, магнитные возмущения, ... 2007 - Международный гелиофизический год

Форум по солнечно-земным связям

Объявление

Добро пожаловать на форум по солнечно-земной физике! Заходите, читайте, регистрируйтесь, пишите!
PS После регистрации Вы увидите больше разделов и тем (но не мгновенно).

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О поэзии

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Тут Оля в темке про путешествия напомнила стихи из Незнайки. Мне вот искренне нравится все, что сочинил Незнайка в отличие от Цветика, он - очевидная пародия. Обратите внимание, что ни в одном из незнайкиных двустиший нет ни одного лишнего слова. Ни охов,  ни ведей,  ни ужей, ни ложных красивостей. Исключительно сжатый, динамичный и содержательный стих.

Сначала приведу полностью стих официального поэта Цветика

Огромный шар, надутый паром,
Поднялся в воздух он недаром.
Наш коротышка, хоть не птица,
Летать он все-таки годится,
И все доступно уж, эхма
Теперь для нашего ума.

Налицо декларативность, куча личних слов и корявые перестановки.

И сравните с охаянными всеми стихами Незнайки

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

Торопышка был голодный,
Проглотил утюг холодный

и

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Придраться абсолютно не к чему, может,  кроме перебоя ритма в первом двустишии через овечку

Все остальное просто безукоризненно. Сдается мне, что в истории осуждения незнайкиного творчества есть очень прозрачные намеки на недавние (относительно времени написания Незнайки) литературные разборки.

2

Ой, Надь, а у меня мнение в точности противоположное. Незнайкины стихи мне кажутся прозой. В них нет мелодии. Просто зарифмованные сообщения. Другое дело Цветик! Я, например, часто повторяю, «И все доступно эх уж ма, Теперь для нашего ума.» (не по тексту, но я так привыкла). Меня это бодрит. А про Незнайкины стихи я никогда не вспоминаю. И еще замечательные стишки у поэтессы (кажется, Семицветик), что-то типа «Больше плакать я не буду, буду полик подметать». Наверно, не правильно, но в таком виде они часто приходят мне в голову. Одним словом, Цветик, наряду с Крыловым и Грибоедовым, источник цитат для меня. А еще замечательный – «Пачкуалле Пестринни». В общем, сама книжка – шедевр.

3

Надь, попробую более точно сформулировать, почему, на мой взгляд, у Цветика стихи, а у Незнайки – нет.
Мне кажется, стихи – это то, что выражает чувства, которые не могут быть переданы одним словом (двумя-треми). Хорошие стихи – те, которые передают редкие чувства, в которых, зачастую, человек не отдает себе отчет. А тут приходит поэт и описывает это состояние. Ты его узнаешь. И уже всегда, когда возникает это чувство, на ум приходит четкая поэтическая формулировка.
«Торотыжка был голодный, проглотил утюг холодный». Мне, например, в такой ситуации, приходят на ум слова русской народной песни «Я голодная была, я бы съела, дай, быка» (в оригинале «Уж, я пьяная была»). Т.е. эта ситуация не редкая и почти всеми адекватно отображаемая. Здесь поэт не нужен.
Другое дело «Огромный шар, надутый паром». Действительно, в такой ситуации охватывает восторг. НО как четко подмечено: помимо просто восторга, попытка примазаться к делу не своих рук – «И все доступно, эх уж ма, теперь для НАШЕГО ума». Ведь Цветик ни сном, ни духом к шару отношения не имеет. А вот, подишь ты, «для нашего ума». Чувство, очень похожее на восторг болельщиков на стадионе – «мы победили, мы их «сделали»». Видимо, я впервые отобразила эту ситуацию именно из этих стихов, и они стали для меня эталоном.
Для меня самый «поэтический» поэт – Фет. У него совсем уже редкие, плохо отображаемые и формулируемые чувства. Из-за этого, мне кажется, его стихи, порой нелепы. Но человек, хотя бы пытается сформулировать. Другие, возможно, этого и не чувствуют. А тут возникает, как бы указание: вот ситуация, вот какие-то чувства возникают при этом. Можно поднапрячься и вспомнить, если, конечно, был в такой ситуации.

4

Надь, и еще про «И все доступно, эх уж ма, теперь для НАШЕГО ума».
Это пришло мне на ум после нашего обсуждения темы «Торжествует серость». Я бы не стала про таких людей говорить «серость». Мне кажется, что они охвачены вот этим чувством: «И все доступно, эх уж ма, теперь для НАШЕГО ума». Они знают, как лампочку включать, как по мобиле позвонить, и им кажется, что это все доступно для их ума. Никакой Знайка больше не нужен. Пошел он со своей биологией куда подальше. Мы лучше будем изучать православную биологию. Но не успеет Знайка и чемоданы сложить, как шар сдуется – или сами проткнут, или пар охладиться. И прибегут они опять к Знайке. «Ты, брат, того, этого. Шар, значит, это, не работает». «Да, ну» - скажет Знайка, - «А вы, ребята, Богу-то, хорошо молились?». И вот, поверь мне, Надь, никто из этих ребят не скажет «Ах, да-да-да. Забыли. Пойдем крестный ход устроим вокруг шара!». Сразу сообразят, в чем дело. «Не»- скажут-«Ты, значит, того, этого, Знайка, почини, а мы уж Дарвина, так и быть, станем учить». Потому, что православная зоология  - это от баловства, от ложного чувства, а как кушать захочется, сразу все на место встанет.

5

Еще раз убеждаюсь, что носовская книжка великая. Сколько мыслей и даже спор о поэзии. Ближе к ночи напишу, еще кое-какие мысли возникли.

6

А вот еще, Надь, одна мыслишка. Заметь, как тонко отображено косноязычие, характерное для тех, тех кому "доступно и т.д. по тексту". Характерный признак футбольных болельщиков.

7

Пожалуй, да. А за Незнайку все же заступлюсь. Поэзия разной бывает. Необязательно явно выражать собсттвенные чувства, можно ведь настроение создать и просто картинкой, в которой нет ни эпитетов, ни прямых указаний на душевное состояние автора. И незнайкины стихи как раз из этого ряда.

У кого-то читала, что из всей русской поэзии самое сильное впечатление вызывали строчки из Бориса Годунова

Месяц светит,
котенок плачет.

Ведь ничего про собственные душевные движения, а кто скажет, что тут нет чувства и настроения.

Я это не к тому, чтобы Носова сравнивать с Пушкиным, а вообще по теме о поэзии.

8

у Ахматовой:

Свет от лампы желтый, шорохам внимаю. Отчего ушел ты?  я не понимаю.

тоже так просто все и понятно.

Про месяц и котенка - действительно "цепляет", как сейчас принято говорить в средах футбольных болельщиков :)

9

А вообще, сейчас всё превзошла реклама со своими слоганами, которые врезаются в мозг, как иглы кактуса:

Ты где был? Пиво пил!

Не тормози -  сникерсни!

Имидж ничто, жажда - все!

Ну хотя, как мне известно, не все участники смотрят телевизор :) надо сознаться, я сама уже месяца два его не включала, иногда только захожу на кухню, когда там мама что-то смотрит...

10

Оба примера, как раз про то, что я говорила.
Первый. «Месяц светит, котенок плачет». Ясно, что котенок, плачет не из-за того, что светит месяц. Но автор объединяет эти события? Почему? Мне ответ ясен, хотя тут могут быть и другие решения. Автор сам хочет плакать. Но, видать, мужик. Заплакать не позволительно. Перенес на котенка. И таким образом описал состояние, когда плакать хочется, но нельзя.
А второе, так просто типичное для Ахматовой состояния раздумья. Когда обычные тети плачут, она думает. Это именно состояние. Состояние некоторого ошеломления. Обычно в таких ситуациях людей охватывает паника, острое чувство утраты чего-то важного. А Ахматова может жить и без этого важного. Она понимает, главное, что любит она. Вот когда сама утратит способность любить, тогда будет конец. Я для обычных людей главное что снаружи, т.е. чтоб их любили. Поэтому они впадают в тоску, ярость, депрессию (у кого какой темперамент), когда их не  любят. А для Ахматовой это повод задуматься о том, кого любишь. Видать до этого было некогда. Кстати, полезная привычка. А то если сразу задуматься, то еще и не полюбишь.
Всех с праздником!

11

Оля, золотые слова про любовь :)
как говорил Камю:  "Не быть любимым - это всего лишь неудача, не любить - вот несчастье".

Впрочем, это не по теме поэзии.