После одного разговора поняла, что представления о том, что должен и чего не должен делать научный руководитель, расходятся у разных людей достаточно сильно. Вот и сталоинтересно понять, у кого как.
Портрет идеального руководителя
Сообщений 1 страница 11 из 11
Поделиться22007-07-27 14:48:03
Вот слово «идеальный» здесь очень к месту, мне кажется. Тем самым подчеркивается не абсолютность явления, а его связь с тем, кто этот идеал имеет. Т.е., таким образом, изучается не сам руководитель, а тот, кто эти идеалы имеет (Это, чтоб наш шеф не подумал, что мы его обсуждаем). Во-первых, на мой взгляд, идеальный руковоитель должен быть хорошо воспитан. По-моему, это - главное условие нормальной работы в коллективе. Во-вторых, должен любить (сильно интересоваться) своей работой. Это порождает энтузиазм во всем коллективе. В-третьих, он должен быть способен и сам сделать работу, которую поручает. Это для того, чтобы он был способен понять выполнимость и трудоемкость поручаемой работы. Я видела руководителя, у которого 2 человека (!!) за 2 года (!!) ни разу не откомпилировали делаемой ими программы. Объяснялось это невозможностью найти хороший компилятор. Ведете ли, им все плохие попадались. И еще одно специфическое качество – сдруживаться по поводу работы со всякими разными людьми. Ну и дальше качества, которые должны быть у всякого, кто хочет работать – ум, честность, терпение. Они не специфические для руководителя, поэтому я их поставила на последнее место. Кажется, - все.
Поделиться32007-07-27 16:14:42
Оль, я сама напишу чуть позже, а пока небольшой уточняющий вопрос. А какой (ну, понятно, в твоей идеальной карттине) должна быть степень контроля и, наоборот, предоставляемоя самостоятельности, скажем, для аспиранта? А, если будет настроение, то и с разбивкой - в зависимости от задачи и того, кем руководят (студент, аспирант, научник).
Поделиться42007-07-27 17:42:29
Надь, трудно мне на это ответить - я ведь никем никогда не руководила. На этот вопрос (студент, аспирант) надо, все-таки, мне кажется, со стороны руководителя смотреть. Он ведь, в конечном итоге, ответственен за результат. Ему, ведь, государство доверило и деньги, и время. Обучаемое лицо, на мой взгляд, должно «покориться» воля учителя. Как в буддизме – учитель сказал – ученик сделал. Я за дисциплину в обучении. А опытный руководитель сам должен видеть границы дозволенного. А я совсем неопытный. Но современные методы обучения – развлекаясь обучаться, - мне не нравиться. Не воспитываются основные качества для работы – терпение, трудолюбие. Получается Евгений Онегин, который когда и захотел поработать, то
«Хотел писать,
но труд упорный ему был тошен,
ничего не вышло из пера его.
И не попал он в цех задорный
Людей о коих не пишу
За тем, что к ним принадлежу». (По памяти – могут быть ошибки)
Сам-то Пушкин был довольно работящий, всякий понимает, видевший его черновики.
А что касается научника, то для меня, наверно, лучше так - тему статьи дает руководитель - исполнение авторское. Потом прослушиваем и обсуждаем. Естественно, руководитель может корректировать исполнение. Но совсем под диктовку писать - скучно.
Поделиться52007-07-27 20:52:24
Оль, здесь как раз хотелось взгляда с другой стороны - студенческо-аспирантской. И тут опыт у всех есть. Для взгляда со стороны руководителя - соседняя темка.
Поделиться62007-07-27 22:39:08
Это разговоры типа, чего мне хватало при обучении? Но это только фантазии. Это все мечты не проверенные опытом. Реально на эту тему может говорить только профессионал - человек, который 5-10 человек подготовил. Подготовка студентов, аспирантов - это профессия (в нашем случае - часть професии) и тут мне иметь свое мнение так же нелепо, как иметь мнение о том как лечиться только на том основании, что я тоже один раз болела. Я как-то опасаюсь рассуждать на такие темы, где есть профессионалы.
Поделиться72007-07-27 22:45:29
Ну вообще плох тот профессионал, который не учитывает мнения того, для кого или с кем он работает. Он все равно сам принимает решение, но как обратная связь это может быть и нужно, и полезно, но, если нет желания на эту тему говорить, тут ничего не сделаешь, эта причина все перекрывает.
Поделиться82007-07-27 23:03:37
Надь, чтоб было понятно, вот такой крайний пример. Какое мнение у первоклассника может быть о том, как надо обучаться? Его мнение такое - побольше гулять и поменьше писать и читать. Поэтому мнение первоклассника не учитывается. Так же и студент. Нет у него опыта овладения профессией. Или вот, давай с другой стороны зайдем. Вот ты напиши, какое мнение у тебя было на этот счет после обучения в институте и какое мнение у тебя сейчас, когда ты реально поработала со студентами.
Поделиться92007-07-27 23:56:59
Оль, ты будешь смеяться, но практически точно такое же. Все же студент, тем более выбравший научную работу - не первоклассник. Кстати, я и в первом классе первый вопрос задала на математике - почему отрицательные числа на оси не показаны. Так что про "больше гулять" - это все же не про всех.
И тогда, и сейчас считаю резко неправильным выдачу чисто технического задания без объяснения его места в общей задаче. Считаю важным (а этому пришлось учиться самостоятельно) показать грамотное начало ознакомления с задачей - от литературного поиска. Слишком часто оказывалось, что похожие чужие результаты находились уже после того, и несколько месяцев работы оказывались если не выброшенными, то потраченными только на обучение без получения нового.
Отсюда следующий момент. Считаю очень важным, чтобы человек четко понимал, что бывают задачи методические, а бывают поисковые, чтобы при любых нововведениях с методиками четко разрабатывалась (и 10 раз проговаривалась, так как по молодости хочется открытий и побольше) методическая сторона - "взвешивание пачки соли весом 1 кг". К сожалению, мне приходилось сталкиваться с обращеной в каком-то смысле ситуацией, когда аспирант руководителю говорил о необходимости этого этапа. Очень важный момент при расчетной и теоретической работе - четкое осознание исходных и возникающих вследствие принятых приближений ограничений метода и его место в ряду подобных. С этим тоже далеко не всегда было все правильно (то есть шишки набивались там, где нужно было предостеречь), а опека по мелочи была там, где она только мешала.
Ну и к началу разговора. Я не считаю студента, тем более аспиранта, ягненком, которого надо пасти, а то он ни травки не найдет, ни от волка не спрячется. Помощь нужна в действиетльно сложных вопросах, а не в освоении учебника для 3 класса школы для детей с ограниченными возможностями.
Поделиться102007-07-28 00:22:30
Кстати, подумала и поняла, что и в случае с первоклассником не согласна. У любого человека должна быть мотивация у обучению. И если удается наладить сотрудничество, а не тупое подчинение, то достижения будут несравнимо лучше. А уж об аспирантах и речи нет. Собственно, человеку не настроенному на работу, в аспирантуре просто нечего делать да и не очень понятно, с какого перепоя он туда по нынешним временам пойдет - место непрестижное и неденежное.
Поделиться112007-07-28 05:38:36
Надь, вот прочитала твой ответ и поняла, что была совершенно права, не отвечая на твой вопрос. Я и слов то таких не знаю - методика, ознакомление с задачей, и т.д. Я думаю, что, живя среди преподавателей, ты органически переняла многое и тебе это кажется естественным. А я даже не задумавалась, из каких этапов состоит процесс обучения. Нет, точно - "Не зная броду - не лезь в воду".
Кстати, и вот это твое "К сожалению, мне приходилось сталкиваться с обращеной в каком-то смысле ситуацией, когда аспирант руководителю говорил о необходимости этого этапа", подтврждает, что не всякий способен осознать обучение, разделить его на этапы, планомерно следовать им. Это специальность. И спрашивать совета у таких людей - просто попусту тратить время.